Как воспитать уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога

02 сентября 2019

Многие родители сталкиваются с тем, что их дети проявляют стеснение в некоторых ситуациях. Стеснение присуще всем детям. Но иногда оно чрезмерное и мешает ребенку. Как помочь ему стать увереннее в себе?

Чаще всего стеснение проявляется в дошкольном и школьном возрасте. Ребенок стесняется выступать, боится отвечать у доски, стесняется детей, не проявляет инициативу. Родители начинают переживать, ведь они знают, что уверенные в себе дети становятся успешными в будущем. Как поднять самооценку ребенку? Уверенный в себе ребенок / istockphoto.com

Уверенность или самоуверенность

Не нужно путать уверенность и самоуверенность. Уверенный ребенок – это не самодостаточный. Он не боится попросить помощи, признаться в том, что он чего-то не знает, попросить поддержки. Он адекватно оценивает свои возможности и таланты, понимает, что не умеет всё на свете.

Как помочь ребенку стать увереннее?

Узнать ситуации, где ребенку тяжелее всего. Возможно, он боится выступать на публике, стесняется чужих людей, избегает детей. Исходя из этого можно помогать ребенку преодолевать стеснение. Если ребенок боится отвечать у доски, запишите его на танцы или в театральный кружок. Если стесняется детей, тогда нужно выбрать командное занятие, где ребенок будет вынужден общаться со сверстниками.

Не унижайте ребенка. Любые колкие высмеивания ребенок воспринимает за чистую монету. Даже если вы говорите в шутку, он не понимает этого. Ребенок перестает верить в себя, уважать себя, а заодно и родителей.

Давайте ему право выбора. Выбирать ребенок может только в тех ситуациях, которые ему не навредят. К примеру, он может выбирать чем завтракать или, что надеть на улицу. Поначалу выбор должен быть очень ограниченным родителями, например, из двух позиций. По мере взросления малыша позиций становится больше.

Уверенный в себе ребенок / istockphoto.com

Верьте в ребенка. Говорите ему слова любви, акцентируйте внимание на его положительных сторонах, поддерживайте его инициативу. Даже если вы ругаете или критикуете ребенка, заканчивайте разговор на положительной ноте.

Уважайте ребенка. Относитесь к нему, как к самому себе. Уважайте его выбор, его увлечения, мнение.

Развивайте сильные качества ребенка. Определите вместе с ним, чем бы он хотел заниматься. Помогите найти занятия по душе. Любимое дело поможет поднять самооценку ребенка.

Психотерапевтические сказки в помощь. Есть сказки, созданные психологами, где главный герой – ребенок, он попадает разные ситуации, требующие от него уверенности в себе. Сказки всегда заканчиваются тем, что ребенок решает проблему.

Обратитесь за помощью к специалисту. Если неуверенность слишком мешает, потребуется помощь психолога. Он подскажет вам как воспитать уверенного малыша, и поможет преодолеть ребенку стеснительность. 

image

Иногда для того, чтобы решиться на кардинальные изменения и принять сложное решение, нам не хватает уверенности. Так происходит потому, что с детства мы боимся неудач и возможности кого-то разочаровать. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети не сталкивались с подобным, ознакомьтесь с советами от психолога Карла Пикарта, как воспитать в ребенке уверенность.

Уверенность в себе – это один из лучших подарков, который родители могут сделать своему ребенку.

Карл Пикарт, психолог и автор 15 книг для родителей, считает, что ребенку, который не испытывает доверия со стороны родителей, неохотно пробовать что-то новое, ведь он боится неудач и возможности разочаровать других. А как результат – это может негативно повлиять на его дальнейшую жизнь. Поэтому работа родителей заключается в поощрении ребенка и поддержке, поскольку ему приходится решать сложные задачи.

Поэтому, если вы хотите воспитать в ребенка уверенность в собственных силах, ознакомьтесь с 12 советами от Карла Пикарта.

1. Цените усилия ребенка, несмотря на то, достиг он успеха или нет

Когда вы взрослеете, то важен сам процесс, а не пункт назначения. Поэтому не имеет значения, забьет ваш ребенок гол в ворота противника или попадет за пределы поля. Аплодируйте ему, выражая свое восхищение. Дети никогда не должны смущаться из-за попытки что-то сделать.

2. Поощряйте ребенка в практике чего-то нового

Поощряйте ребенка заниматься тем, что его интересует, но старайтесь не давить на него. Постоянные занятия будут давать уверенность в том, что со временем все будет получаться гораздо лучше.

3. Позвольте ребенку самостоятельно разбираться со своими проблемами

Если вы сами будете выполнять всю тяжелую работу вместо своего ребенка, он никогда не сможет развить в себе способности и уверенность в том, что он способен решать свои проблемы без сторонней помощи. Чрезмерная родительская помощь может препятствовать развитию уверенности в себе, ведь берет начало от выяснения всего самостоятельно.

4. Позвольте ребенку поступать так, как позволяет его возраст

Не надейтесь, что ваш ребенок будет делать все так, как положено взрослому. Мнение о том, что хорошо – это лишь так, как делают родители, может препятствовать попыткам что-то сделать по-своему. Стремление соответствовать ожиданиям, которые не соответствуют возрасту ребенка, могут снизить уверенность в себе.

5. Поощряйте любопытство

Иногда вы можете уставать, отвечая на бесконечные вопросы ребенка. Но его стремление у всезнанию нужно только увеличивать. Задавать вопрос – это полезное упражнение для развития ребенка, так как означает, что он понимает о существовании вещей, о которых он пока еще ничего не знает. Когда дети начинают ходить в школу, те, родители которых поощряли к познанию нового, лучше воспринимают информацию в сравнении с другими одноклассниками. Иными словами, они знают, как учиться лучше и быстрее.

6. Не создавайте ребенку легких путей и не делайте исключений

Подобные поступки со стороны родителей никогда не будут способствовать развитию уверенности в себе.

7. Не критикуйте ребенка

Ничто не будет наносить больший вред самооценке ребенка, чем критика. Родители не должны говорить детям, что те сделали что-то плохо, однако должны поддерживать и вносить определенные предложения. Если ваш ребенок боится потерпеть неудачу, потому что знает, что вы будете злиться или разочаруетесь в нем, он никогда не будет стараться достигать новых целей. Чаще всего родительская критика снижает самооценку и понимание собственной важности.

8. Воспринимайте ошибки как шанс научиться чему-то

Если вы учитесь на ошибках, то укрепляете уверенность в себе. Но это может произойти только тогда, когда родители воспринимают ошибки как возможность совершенствоваться. Не старайтесь постоянно защищать своего ребенка от провалов. Позвольте ему ошибиться, чтобы помочь понять, как в следующий раз по-другому можно решить тот или иной вопрос.

9. Будьте готовы к новым вызовам и испытаниям в жизни ребенка

Чтобы ребенок был уверен в себе, родителям следует показывать, что, независимо от того, каким страшным и тяжелым может показаться испытание, он все преодолеет.

10. Учите ребенка тому, что сами знаете

Родители всегда герои для своих детей, по крайней мере, пока последние еще не выросли. Поэтому используйте эту силу, чтобы научить ребенка тому, что вы знаете сами: как думать, действовать и говорить. Подавайте хороший пример и будьте образцом для подражания. Если ребенок видит, как ее родители достигают успеха, то и сам будет более уверен в себе и в том, что он тоже может многого достичь.

11. Оказывайте поддержку ребенку, когда в его жизни происходят неприятности

Жизнь весьма несправедлива. Рано или поздно, но ребенок узнает об этом и почувствует на своем опыте. Поэтому когда дети начинают сталкиваться с любого рода неприятностями, родители должны оказывать поддержку и напоминать, что на пути к успеху могут быть и неудачи.

12. Будьте авторитетом, но не слишком строгим

Когда родители очень требовательны или слишком строгие, уверенность в себе значительно снижается. Понимание того, что за совершенное можно получить наказание, отдаляет ребенка от действий и попыток самоутвердиться.

1

Что надо знать об уверенности

Чтобы разобраться в том, для чего и над чем работать, надо понять: что входит в понятие «уверенность», из чего она состоит и на что влияет, ее роль и место в жизни.

Наверное, именно в трактовке понятия «УВЕРЕННОСТЬ» наибольшее значение приобретает основной принцип психологии – «принцип золотой середины».

Быть уверенным в себе человеком – значит не только не быть неуверенным, но и не стать самоуверенным. И истинная здоровая, как бы серединная уверенность должна быть исключительно полезна для самого человека, и не вредна для окружения этого человека.

Воспитывая в своем ребенке личную уверенность, вы должны помогать ему все время соблюдать этот баланс между недооценкой себя и переоценкой, между самоуверенностью и неуверенностью.

Уверенность – это внутреннее спокойствие, гармония. Это ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА, без оглядки на мнение других, но с пониманием истинной цены своим поступкам, без страха перед отказом, ошибкой, неудачей. Ведь такие препятствия, пороги в жизненном течении не останавливают уверенного человека. Он может пригнуться, перешагнуть, переступить, даже развернуться, но он не остановится, он будет продвигаться к цели и достигать своей мечты. Каждый родитель желает такого безоглядного, беспрепятственного (без внутренних препятствий и барьеров) жизненного пути своему ребенку.

Для этого вы должны развивать в ребенке следующие отдельные составляющие уверенности:

  • Уважение к самому себе;
  • Веру в себя (при наличии обязательного условия – вашей веры в него);
  • Независимость от чужого мнения и от чужой воли;
  • Знание своих сильных и слабых сторон;
  • Умение давать честную и справедливую, объективную оценку (с учетом причинно-следственной связи и мнения всех сторон), а не только субъективную («от себя»);
  • Умение войти в положение другого человека, сопереживать и сочувствовать (этому ребенок может научиться, только если испытывает эти чувства в семье по отношению к себе);
  • Позитивный настрой;
  • Выдержку.

2

Дошкольники

У деток дошкольного возраста присутствует доверие ко всем, мало страхов и почти нет сомнений. Им кажется, что они могут все и лучше всех, они не задумываются над сопоставлением со своими возможностями. Они выскакивают танцевать, петь, повторять любое сложное действие, с удовольствием хватаются за музыкальные инструменты, даже веник и тряпку – подражают, не стесняясь и не рассчитывая свои силы.

Ведь они уверены в позитивном отношении к ним самим и к их любым действиям.

Чем с меньшим количеством категоричной критики столкнется ребенок, тем дольше сохранится его непосредственная уверенность.

3

Младший школьный возраст

Ребенок младшего школьного возраста уже должен не просто что-то делать, иногда лишь имитируя, а учиться выполнять свою возрастную работу качественно. А это уже требует поправок и объяснений. И тогда уверенность ребенка попадает в прямую зависимость не только от родительской критики – от ее правильности и корректности, но и от преувеличенной похвалы – захваливания без нужды и повода, или даже от перекладывания критики и вины за любые неудачи на других (учительница несправедлива, отличники-любимчики не честные…).

Чтобы у ребенка школьного возраста не развивалась самоуверенность или неуверенность в себе, своих способностях и возможностях, вы должны учесть ряд факторов и рекомендаций:

  • Позитивно оценивайте все начинания и поддерживайте инициативу ребенка.

Не бойтесь позволять ребенку пробовать себя. Но при этом учите рассчитывать силы и возможности: не хвататься за все сразу, брать свои вершины, а не карабкаться на чужие, искать себя и свое дело, хобби, которое должно развивать способности и приносить успехи, а значит, повышать самооценку и веру в себя.

  • Ребенок должен получать достаточно внимания в семье.

Речь идет не о контроле, а об искреннем интересе к его жизни, желаниям, успехам, проблемам, к его роли в семье и месте в детском коллективе.

  • Не будьте категорично требовательны и критичны.

Не закладывайте в сознание и самоощущение ребенка чувство постоянной вины, которое является благодатной почвой для развития глубокой личной неуверенности. А для этого не идите путем навешивания ярлыков неумелого, неспособного, не обвиняйте: «ты причинил мне боль», «ты виноват», а донесите до него свои чувства и переживания, вызванные его поведением: «мне обидно», «я испытываю боль»…

  • Всегда оценивайте и поощряйте позитивное, пустяков в успехах и хороших поступках не должно быть! Зато не придавайте значения мелким и несерьезным ошибкам.
  • Учите его не сдаваться – не откладывать начатое, а если отложил – обязательно доделать (пусть даже с вашей помощью).

Поощряйте все доведенные до конечного результата трудоемкие дела и сложные занятия. Стимулируйте их завершение своим участием, которое должно быть дружеским и интересным, может игровым, и обязательно с положительной оценкой и без лишней критики, зато с маленькими поощрительными призами.

  • Отталкивайтесь от его побед, успехов и в моменты его неуверенности ссылайтесь на них: «помнишь, у тебя же получилось».
  • Будьте на его стороне, но только исходя из принципов справедливости, чтобы не были всегда виноваты учителя, одноклассники, родители одноклассников.

Ведь ребенок часто начинает видеть развитие ситуации не со своего поступка, а с реакции на его поступок, и, конечно, жалеть себя. Всегда первая родительская, особенно материнская, реакция – бежать и заступаться. Это просто. Но это может привести к безнаказанности и самоуверенности. Надо учитывать видение и мнение и другой стороны, и третьей, нейтральной, беспристрастной.

Ребенок должен учиться давать честную и справедливую, заслуженную оценку своему поступку, и знать себе истинную цену. Надо не бояться признавать его ошибки, вместе анализировать их, не через свое взрослое отношение к ситуации, а через его ответы на ваши вопросы, через попытку ребенка поставить себя на место другого человека и понять его чувства.

  • Учите ребенка разбирать проблемные ситуации со всех сторон, как бы изнутри и снаружи: его поступок – внутри ситуации, а следствие его поступка – снаружи, применяя метод «абстрагированного взгляда стороннего наблюдателя».

Предлагайте ему разобрать подобные тестовые ситуации, проигрывайте их – предлагайте ему думать по такому сценарию: «а как бы поступил я», «а как бы к этому отнесся я». Чтобы ребенок прочувствовал ситуацию, примеряя на себя все роли – зачинщика, пострадавшего и наблюдателя.

  • Жалейте его, иначе он не получит этих навыков и не научиться жалеть сам.

Ведь тот, кто умеет сочувствовать и сопереживать, не будет делать безжалостных поступков. На них способны неуверенные люди, зарабатывающие внимание и уважение через нанесение обиды другим. Нужно донести ребенку понимание ложности такого авторитета, который строится не на уважении, а на страхе.

  • Старайтесь содействовать участию ребенка с раннего возраста в различных выступлениях, соревнованиях перед зрителями. Его аудиторией даже можете быть вы, близкие и друзья.

4

Подростки

К 9-10 годам подростки избегают показательных выступлений: большинство мальчишек перестает петь и танцевать, а девчонки испытывают скованность, и те и другие стесняются даже фотографироваться. Это внешние признаки неуверенности. Проявляются и внутренние признаки в поведение подростков:

  • Страх перед трудностями;
  • страх проиграть (в спорте, в конкурсах);
  • страх перед ошибками и неудачами;
  • страх получить отказ в личных отношениях (даже в приглашении на танец).

Избегайте ошибок, которые усугубят развитие неуверенности: повышенный контроль – это ваше недоверие. Оно может привести к низкой самооценке и поиску авторитетов на стороне – признакам слабой зависимой личности, что чаще всего приводит к попаданию под влияние авторитетов с отрицательным примером поведения.

Контролировать – это легкий путь родителей, которые не уверены в себе, а значит и в других. Путь легкий, но последствия могут быть неприятными. Ребенку должно хватать внимания, веры в него, уважения в семье (мальчику – особенно от папы). Необходимо привлекать подросшего ребенка к участию в совместных семейных делах, советоваться, признавать его авторитетное мнение и отводить ему роль в решении семейных вопросов. Спорные вопросы решайте только путем договоренностей: «Я принимаю твои условия, ты – принимаешь мои условия». 5

Начните с себя

Развивать ребенка, учить его навыкам дружбы, любви и других чувств нужно с раннего детства, себя же применять в качестве инструмента, учителя и примера теории.

Воспитание уверенности в ребенке – это та сфера жизненной психологии, в которой необходимо начать с себя, потому что именно здесь теория постоянно доказывается на практике: жизнь подбрасывает много практических примеров, наглядных поводов проявить взрослую решительность, а значит уверенность, умение отстоять свои права, не роняя своего достоинства, но и не унижая чужого.

Если вы не решаетесь переспросить, уточнить, всегда согласно киваете, если вы готовы провалиться сквозь землю от пустяковых недоразумений или ретируетесь и извиняетесь за чужое, направленное против вас проявление грубого хамства – ребенок получит в наследство размытые границы своего личного пространства, в которое будет допустимо врываться и там хозяйничать чужой злой воле. Это вовсе не означает, что ваше полярное поведение – своей грубостью опережать чужую по принципу «лучшая защита – нападение», приблизит ребенка к пониманию и развитию уверенности. Ведь бесцеремонные наглость и хамство – это признаки той же неуверенности, только скрытой, вернее, замаскированной под самоуверенность.

Надо научиться противостоять ни злостью, ни агрессией, а внутренним позитивом, прежде всего по отношению к самому себе. Научитесь абстрагироваться от конфликта, как бы отойти и посмотреть со стороны. Как самоуверенно наглый человек непригляден в глазах других! Разве вам хочется так же выглядеть? Верх уверенности и достоинства – ответная улыбка, а ирония – это «высший пилотаж». Но ответное спокойствие вызывает не меньшее уважение.

Начните уважать себя, ведь всегда есть за что. Конечно за достоинства, список которых составьте, оформив так, чтобы вы могли возвращаться к нему регулярно, допустим, каждое утро, или каждое неуверенное утро, или каждый понедельник, как закладка, как будильник, как напоминание. В рамочку на стену или на рабочий стол, или на заставку рабочего стола компьютера…

Заключение

Главный признак уверенности – ваша улыбка, ваше позитивное настроение, независимое от внешних факторов: ни от навевающей грусть осени, ни от скучного дождя, ни от эмоционально бесцветной, неприветливой зимы, ни от грубой бесцеремонности случайных людей, ни от несправедливой несдержанности близких.

Живите с улыбкой уверенности и заряжайте всех, кто рядом!

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Такие особенности характера, как уверенность в себе и умение подчинять, значительно облегчают жизнь и помогают малышу добиться успехов в дальнейшем. Задача родителей — помочь раскрыть этот потенциал и развить его. Для этого необходимо понимать, как воспитать в ребёнке лидерские качества и уверенность в себе. Важно это сделать вовремя, ведь в детском возрасте психика подвижна и процесс воспитания проходит в лёгкой форме.

Список качеств хорошего лидера

В каждом ребенке есть потенциал, чтобы стать лидером. У некоторых может быть больше черт, связанных с этим качеством, у других это выражено в меньшей мере. В любом случае хороший руководитель имеет много качеств, но важно выделить несколько основных:

  • коммуникативные навыки;
  • уверенность в себе;
  • честность и прямота;
  • наличие моральных ценностей;
  • стремление к усовершенствованию;
  • достижение поставленных целей.

Лидеры помогают себе и другим совершать правильные действия. Они задают направление, вдохновляют и создают что-то новое. Они должны обладать достаточными коммуникативными и управленческими навыками. Это искусство заставить другого человека выполнить поставленную задачу.

Лидеры обладают таким качеством, как уверенность в себе. Некоторые путают это понятие с самоуверенностью или наглостью. Общее у этих качеств — стремление достигать поставленных целей, но применяемые для этого способы различны.

Уверенный ребёнок будет идти к своему замыслу честным путём. И если у него это не получается с первого раза, он может временно отступить. Но наглый будет всячески пытаться завершить задуманное, прибегая к таким нечестным способам манипуляции, как плач, битье посуды, сквернословие и т. д. Такая манера поведения способна создать большие проблемы и конфликты в будущем. Кроме того, всегда найдётся тот, кто даст отпор.

Способы укрепить самооценку ребёнка

Не существует различий в том, как воспитать лидера в ребёнке девочке и как воспитать лидера в ребёнке мальчике. Основной составляющей этого качества является уверенность. Она не является врождённой. Её можно развить в процессе воспитания. Вот несколько советов о том, как воспитать уверенного в себе ребёнка и укрепить его самооценку:

  1. Помочь побороть страхи.
  2. Дать ощущение безусловной любви.
  3. Показать личный пример.
  4. Дать возможность самостоятельно решать поставленные задачи.
  5. Повышать самооценку.
  6. Установить взаимопонимание между родителями и ребёнком.
  7. Развивать упорство.
  8. Улучшать коммуникативные навыки.
  9. Научить работать в команде.
  10. Поощрять за упорство и достижения.

Прежде всего для развития уверенности в себе малышу нужно побороть страх. Задача родителей— понять, в чём именно состоит этот страх, и помочь преодолеть его. Наиболее действенными станут игры, с помощью которых малыш научится понимать окружающий мир, себя и людей вокруг. Также в игровой форме он научится справляться с трудностями и обретёт высокую самооценку.

Какой бы ни казалась очевидной фраза о любви к своим детям, но это главное, что необходимо дать малышу. Он должен чувствовать себя любимым и значимым в семье. Ему важно быть уверенным в том, что его будут принимать и любить в любой ситуации. Если в какой-то момент родители совершают ошибку в воспитании (кричат, игнорируют или чрезмерно критикуют), то необходимо признать это и извиниться перед малышом. Безусловная любовь создаёт прочную основу для уверенности.

Личный пример является наилучшим способом привить маленькому человеку жизненные ценности и манеру поведения. Не зря существует фраза, что не стоит воспитывать ребёнка, нужно воспитывать себя. В самом начале жизненного пути именно родители являются примером для подражания. Поэтому взрослые должны проявлять только самые лучшие свои качества и учить тому, что хорошо знают и умеют сами.

Уверенные в себе дети готовы совершать поступки, не опасаясь провала. С младшими детьми нужен контроль со стороны. Можно попробовать выстроить безопасную ситуацию и дать возможность малышу самостоятельно с ней справиться. Например, продемонстрировать, как сделать сэндвич, а затем позволить ей или ему попробовать сделать это без вмешательства родителей. Однодневные поездки и прогулки с товарищами или одноклассниками, новые увлечения могут расширить горизонты ребёнка и повысить его уверенность в способности справляться с новыми ситуациями.

Важно найти то, что детей интересует больше всего и что у них получается лучше, чем у других. Но ни в коем случае нельзя давить на малыша. Нужно ненавязчиво создавать такие ситуации, чтобы он сам хотел заниматься этим как можно чаще.

Дети должны понимать, как важно слушать себя и других. Одним из самых важных качеств лидера является умение слушать, и чем раньше он это узнает, тем лучше разовьет этот навык.

Трудно наблюдать, как ребёнок начинает что-то, а затем хочет уйти. Если ситуация действительно того стоит, необходимо научить его упорству. Если проблема в том, что действие не выходит так хорошо, как хотелось бы, следует привести пример некоторых известных людей, у которых тоже не сразу все получилось.

Общение является важной составляющей как лидерства, так и взаимоотношений в целом. Необходимо учить своих детей общаться с другими, выражать свои мысли и переживания. Навыки коммуникации дают им возможность строить отношения и вдохновлять других.

Командная работа помогает детям учиться ладить с другими, работать и сотрудничать в разных сферах. Научиться эффективно работать в команде — это один из самых важных навыков, которые родители могут привить малышу.

Ошибки родителей, подрывающие уверенность детей в себе

Очень часто случается, что родители, сами того не подозревая, развивают в своих детях неуверенность, закомплексованность и стеснительность. Веру в себя подрывают такие факторы:

  • Излишняя опека;
  • Сравнение с другими детьми не в пользу малыша;
  • Применение негативных формулировок;
  • Акцентирование внимания на совершённых ошибках;
  • Манипуляции со стороны родителей.

Чрезмерная опека и контроль выражается в том, что родители пытаются решать все возникающие проблемы в жизни малыша, не давая ему возможности самостоятельно принять решение и учиться на своих ошибках. Во взрослой жизни такой человек не будет способен брать на себя ответственность, решать жизненно важные вопросы и достигать поставленных целей.

Сравнение с другими детьми или даже собой в детстве, критика личных качеств и поступков — грубейшие и самые распространенные ошибки родителей. Такое поведение подавляет личность ребёнка, заставляет его чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе. Такие люди во взрослой жизни становятся безынициативными и несамостоятельными личностями.

Негативные утверждения вроде «У тебя нет таланта», «У тебя ничего не получится», «У тебя нет необходимых качеств для этой деятельности» дают установку на дальнейшую жизнь детей и формируют чувство неполноценности.

Ошибки неизбежны в процессе развития каждого человека. Важно это донести до ребёнка и поддержать его. В случае высмеиваний и упрёков со стороны родителей он будет бояться сделать что-либо в будущем из-за укрепившегося страха потерпеть неудачу. Вызывая у ребёнка страх или жалость, чтобы достичь собственных целей, отец или мать спекулируют его чувствами и разрушают его решительность.

Советы психологов

В воспитании существуют определённые правила, соблюдение которых поможет воспитать в ребёнке уверенность в себе. Основные из них:

  • Не выяснять отношения при ребёнке;
  • Выражать критику только относительно совершенных действий, а не личности;
  • Не переносить свои страхи на малыша;
  • Проявлять терпение и поддержку в любых начинаниях крохи.

Важный момент в воспитании — похвала и признание, которые родителям следует использовать, чтобы подчеркнуть заслуги ребенка. Если малыш терпит неудачу в чем-то или не проявляет таланта при определенном умении, хвалят прилагаемые усилия. Следует сказать сыну или дочери, что некоторые вещи требуют многократных повторений и практики.

Маленькие дети задают много вопросов. Это естественный процесс познания окружающего мира. Ни в коем случае нельзя игнорировать или раздражаться. Задача родителей — поощрять любопытство и стараться отвечать на все интересующие вопросы. В будущем у такого малыша будет преимущество перед сверстниками в младших классах, он будет быстрее усваивать новые знания и успешно учиться.

imageСуществует мнение, что человек вызывает уважение у окружающих ровно настолько, насколько он сам уважает себя.

Это утверждение верно, т. к. адекватная оценка собственной личности позволяет достичь успехов в обществе.

Понимание человеком своей важности и значимости в социуме называется самооценкой. Она формируется в детстве, начиная с самого юного возраста. Родители играют важную роль в этом процессе. Поэтому взрослым членам семьи, в которой растет ребенок, важно разобраться, как правильно повысить его самооценку.

Как и когда формируется самооценка у ребенка

Самооценка очень важна для полноценной жизни человека. Она формируется главным образом родителями. При этом взрослые, проявляя любовь и заботу к детям, могут сами не замечать, что уничтожают в них уверенность в себе. Часто родители стараются обеспечить своему ребенку счастливое детство, устраивая ему праздники, поездки на отдых, покупая дорогие игрушки. Но никакое финансовое благополучие не компенсирует ребенку чувство собственной полноценности, если он постоянно слышит от взрослых критику в свой адрес и высказывания о его ничтожности.

Внимание! Маленький ребенок воспринимает себя именно таким, каким его видят мама и папа. До 3 лет он не осознает своего «я».

В психологии принято различать 3 вида самооценки:

  1. Заниженная. Такая самооценка самая опасная. Она заставляет ребенка чувствовать себя ущербным, неполноценным, ненужным. Он испытывает страх и неуверенность.
  2. Адекватная. Ребенок оценивает себя именно таким, каким и является. Он осознает все свои плюсы и минусы.
  3. Завышенная. Слишком высокое самомнение мешает ребенку нормально воспринимать свое значение в обществе.

Причинами заниженной самооценки чаще всего являются следующие факторы:

  • непривлекательная внешность;
  • наличие внешних дефектов;
  • недостаточно высокие умственные способности;
  • неправильное воспитание;
  • неуважительное отношение со стороны старших детей в семье;
  • неудачи, которые остро воспринимаются ребенком;
  • финансовые трудности в семье, из-за которых условия проживания подростка хуже, чем у его одноклассников и друзей;
  • заболевание, которое заставляет ребенка чувствовать себя неполноценным;
  • смена места проживания;
  • воспитание ребенка в неполноценной или неполной семье.

imageПрежде, чем предпринимать меры по повышению самооценки ребенка, необходимо точно удостовериться в наличии данной проблемы.

Признаком недооценивания себя является чрезмерная скромность, стеснительность и замкнутость. Неуверенные в себе дети очень ранимые, сверхчувствительные. Они мало общаются с ровесниками, живут в собственном мире.

Выявить факт заниженной самооценки поможет простой психологический тест. Следует предложить ребенку нарисовать самого себя. Преобладание темных цветов и изображение человечка невзрачным свидетельствует о наличии у юного художника проблем с осознанием собственной значимости.

В таком случае рекомендуется попросить ребенка изобразить себя вместе с другими членами семьи. Если он нарисует себя непропорционально маленьким по сравнению с родственниками, можно с уверенностью говорить о его низкой самооценке.

Чрезмерно повышенное самомнение не менее вредно. При завышенной самооценке ребенок растет эгоистичным и эгоцентричным. На любую критику он отвечает активным протестом.

Как поднять самооценку и уверенность?

Существует 15 основных правил повышения самооценки ребенка:

  1. Право иметь личное мнение. Это первое и самое главное правило. Необходимо позволить ребенку думать, анализировать и делать собственные выводы.
  2. Уважительное отношение к индивидуальности и особенностям маленького человека. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  3. Любовь и забота. Чувствуя любовь родителей и их поддержку, дети легче справляются с любыми трудностями.
  4. Доверие. Важно позволять детям самостоятельно выполнять ответственные дела. Ребенок должен видеть свою значимость. Только так он поймет, что способен на хорошие поступки.
  5. Устранение причины угнетенного настроения. Часто неуверенность в себе возникает у ребенка под давлением внешних факторов. Негативное воздействие может оказываться одноклассниками, учителями и т. д. В таком случае лучше перевести ребенка в другую школу, чтобы сменить его окружение.
  6. Исключение высказываний в третьем лице о детях в их присутствии. Рекомендуется хвалить ребенка и говорить о его недостатках, прямо указывая его личность.
  7. Право выбора. Таким образом можно не только повысить самооценку, но и привить чувство ответственности. Для этого нужно позволить ребенку принимать самостоятельные решения, которые не могут навредить его здоровью, например, надеть ту одежду, которую он хочет.
  8. Контроль над эмоциями. Очень важно научить ребенка управлять ими, не оказывая при этом на него давления.
  9. Поддержка родителей. Особенно она важна в моменты неудач. Похвала помогает подростку двигаться дальше в нужном направлении.
  10. Исключение критики в адрес выбора, сделанного ребенком.
  11. Помощь в правильном восприятии побед и поражений. Не рекомендуется создавать детям идеальные условия. Они должны научиться преодолевать препятствия и делать выводы о причинах своих неудач.
  12. Критика поступков. Нельзя направлять ее в адрес личности. Нужно обсудить сам поступок, не задевая при этом достоинства ребенка. Важно четко и понятно объяснить, почему он в данной ситуации поступил неправильно.
  13. Постановка выполнимых задач. Нельзя требовать от ребенка того, что он не может сделать в силу своего возраста. Давая поручения, нужно быть уверенными в том, что они осуществимы.
  14. Поощрение инициативы. Важно стимулировать желание ребенка делать что-то самостоятельно.
  15. Общение. Рекомендуется через беседы доносить до ребенка информацию о том, что в жизни есть место успеху и поражениям, и на собственном примере рассказывать, как можно справиться с неудачами.

Правильное воспитание заключается не только в запретах и наказаниях. Существует 3 ситуации, в которых рекомендуется всегда говорить ребенку «да»:

  • Самостоятельно одеваться. Родителям проще самим выдать одежду ребенку. Но такой подход формирует привычку зависеть от чужого мнения. Необходимо позволить ему самовыражаться и развивать собственный вкус.
  • Быть самим собой. Все дети индивидуальны. Нельзя подгонять их под какие-либо рамки и шаблоны. Если ребенок шумный, подвижный, много говорит — пусть он таким и остается. Следует уважительно относится к его «я». Нужно любить детей такими, какие они есть.
  • Проявлять эмоции. С помощью самовыражения дети познают окружающий мир, выстраивают взаимосвязь с ним, учатся реагировать на те или иные обстоятельства. Загоняя ребенка в рамки, родители заставляют его чувствовать себя неуверенно. Дети не знают, как вести себя в разных ситуациях, не получив собственного опыта.

Часто родители не замечают достижений ребенка, но всегда обращают внимание на его недостатки и ошибки. Это формирует в детях чувство неуверенности и неполноценности. Чтобы исправить ситуацию, рекомендуется воспользоваться следующей методикой:

  1. Родители совместно с ребенком делают сундучок достижений. Это может быть обычная коробка. Ее следует украсить и красиво задекорировать.
  2. Ребенок записывает все свои достижения и хорошие поступки на небольшие листочки бумаги. Например, выучил стихотворение, прочитал книгу, выгулял собаку, помог другу и т. д.
  3. Все листочки с записанными достижениями помещаются в сундучок.
  4. Один раз в месяц или с любой другой периодичностью родители вместе с ребенком открывают сундучок и пересматривают записи. Важно при этом формировать желание дальнейшего совершенствования достижений.

Справка. Данное упражнение позволит ребенку стремиться к новым достижениям и радоваться им. Это придаст ему чувство собственной значимости и уверенности в себе и своих силах.

В 6-7 лет

imageЧтобы выявить низкую самооценку у дошкольника, можно предложить ему поиграть в игру, одним из условий которой является необходимость принять решение — придумать себе новое имя или оставить старое.

Если ребенок выбирает первый вариант, следует поинтересоваться, почему он решил так поступить. Обычно дети хотят получить новое имя, чтобы быть лучше, чем они есть на самом деле. Это говорит о низкой самооценке и недовольстве собой.

Первоклассников нужно чаще хвалить и подбадривать. В этом возрасте они воспринимают себя исключительно через оценивание взрослых: родителей и учителей. Если отметки в школе снижаются, пропадает мотивация к учебе. Поэтому оценки в первом классе заменены на смайлики.

Психологи дают несколько рекомендаций родителям для повышения самооценки ребенка в 6 – 7 лет:

  1. Отмечать все достоинства ребенка, не сравнивая его с другими детьми.
  2. Уважать его чувства, желания, мнения и увлечения. Ребенок, как и все люди, может быть в плохом настроении. Он может хотеть новую игрушку. Все эти проявления совершенно нормальные. Нельзя брать личные вещи малыша без его разрешения или копаться в рюкзаке школьника. Уважительное отношение значительно повышает самооценку.
  3. Приблизительно с 6 лет дети начинают отождествлять себя с родителями своего пола. Они обращают внимание, как мама или папа ведут себя в обществе, отстаивают свою позицию. Девочки замечают, как выглядит мама, считает ли она себя привлекательной и умной. Дети могут копировать поведение своих родителей и подражать им. Поэтому важно стать для своего ребенка достойным примером.

Внимание! Для повышения самооценки важно создать вокруг ребенка ситуацию успеха. Если малышу нравятся занятия спортом, нужно позволить ему выбрать секцию для тренировок. Не следует заставлять его заниматься тем, что ему не интересно.

В 8-9 лет

Приблизительно с 8 лет ребенок начинает оценивать свои успехи самостоятельно. В первую очередь для него имеют значение следующие факторы:

  • успехи в школе;
  • внешний вид;
  • физические способности;
  • социальное принятие и поведение.

Первый фактор позволяет ребенку быть оцененным родителями, а остальные три — сверстниками. Поэтому чтобы не снизить самооценку школьника, не следует слишком строго реагировать на плохие отметки. Если они становятся регулярными, следует убедить ребенка, что он может учиться лучше, помочь ему разобраться в том, что он не понял на уроках.

Родителям важно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Поощрять стремление к достижениям в какой-либо сфере. Нельзя убеждать ребенка, что он не сможет стать футболистом, танцором или музыкантом.
  2. Хвалить за хорошие оценки, поделки, рисунки и т. д.
  3. Часто говорить: «Ты сможешь!», «У тебя получится!» и т. п.
  4. Применять один вид наказания за все провинности. Нельзя воздействовать на ребенка физически или психологически.
  5. Ни в коем случае нельзя забирать подаренные вещи.
  6. Обговаривать и анализировать с ребенком его неудачи. Это позволит установить с ним доверительные отношения.
  7. Просить у него совета или помощи и благодарить за это. Ребенок сможет почувствовать себя наравне с родителями. Он поймет, что его мнение тоже учитывается.

Внимание! Важно подать ребенку правильный пример и объяснить, что можно делать, а что нельзя. Это придаст ему уверенности в себе и в своих силах.

В 10-11 лет

imageВ средней школе дети уже способны оценивать себя с объективной точки зрения. В 10 – 11 лет заниженная самооценка чаще всего возникает не по причине отсутствия успехов в учебе, а в связи с возникновением трудностей в общении со сверстниками. Чужое мнение занимает важное место в системе ценностей подростка.

Ребенок взрослеет, но похвала родителей остается для него такой же необходимой, как и раньше. В этот период следует интересоваться его хобби, позволять принимать самостоятельные решения, если это не вредит его здоровью и безопасности. Чрезмерный контроль и завышенные требования к учебе нежелательны. Они могут снизить самооценку ребенка.

От адекватного самовосприятия зависят многие достижения ребенка в будущем, успехи в учебе и умение общаться с окружающими. Уверенность в себе, умение справляться с трудностями и самовыражаться зарождаются в самом юном возрасте и во многом зависят от воспитания. Поэтому одной из главных задач родителей является формирование у ребенка способности адекватно оценивать себя и свои возможности и прививание у него чувства собственного достоинства и уважения к другим людям.

Похожие записи image

Как научить ребенка кататься на велосипеде: практические советы родителям

image

Как уложить ребенка спать летом в жару

image

Как научить ребенка пользоваться ножом – простые рекомендации

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий